Выплата закята с долга

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

بسم الله الرحمن الرحيم

Долг является собственностью кредитора. Однако по поводу того, должен ли кредитор выплачивать закят с денег, которые отданы им какому-то человку в долг, и которые не находятся в его распоряжении, ученые-правоведы имеют различные мнения:

Ибн Умар, Аиша и Икрима, вольноотпущенник Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, считали, что с денег, переданных в долг, закят не выплачивается. Объяснили они это тем, что данное их имущество не приумножается, и оно подобно имуществу для личного пользования.

Большинство же ученых-правоведов таким образом разъясняли вопрос. 

«Долг к выплате», может иметь два состояния:

1) «Долг к выплате»[1], возвращение которого ожидается.

2) «Долг к выплате», возвращение которого не ожидается.

1- «Долг к выплате», возвращение которого ожидается,- это долг в руках того, кто признает, что должен, и стремится вернуть долг (платежеспособный). Мнения ученых на этот счет следующие:Ханафиты и Ханбалиты придерживаются мнения Имама Суфьяна ас-Соуври о том, что кредитору закят с предоставленной им в долг суммы следует выплачивать за каждый год, т.к. это его имущество. Однако закят ему следует выплачивать тогда, когда он получит эти деньги обратно в свое распоряжение. В этом случае он должен выплатить деньги за все время, в течение которого эти деньги были у должника. Ученые объясняли это тем, что пока долг числится за должником, кредитору не обязательно выплачивать закят до того момента, пока он не получит деньги обратно, а также тем, что он (кредитор) не получает от этих денег никакой выгоды (пользы) в данное время, и неправильно будет выплачивать закят с денежных средств, от которых нет выгоды.

Стоит отметить, что дебетовый вклад, владелец которого может снять с него средства в любое время, отличается от подобного долга, и закят с него необходимо выплачивать по истечении года (т.е. ежегодно, и не обязательно для этого деньги снимать деньги с дебетового счета).

Имам аш-Шафии, а так же Хаммад ибн Абу Сулейман, Исхак и Абу Убейда считали, что закят с «ожидаемого долга» следует выплачивать по истечении каждого года, как это положено выплачивать с денег, которые находятся в собственных руках (?), поскольку кредитор все-таки, имеет возможность забрать их и пользоваться ими [2].

2- «Долг к выплате», возвращение которого не ожидается,- это долг бедного (неплатежеспособного) человека, либо того, кто откладывает выплату, либо отказывающегося от признания того, что у него имеется долг. Мнения ученых на этот счет следующие:

Ученые, придерживающиеся ханафитского мазхаба, а также Катада, Исхак, Абу Соувр (передал имам Ахмад), да смилуется над ними Аллах, считали, что закят с такого долга не выплачивается из-за «неполноценного владения» деньгами, т.к. он (кредитор), не может получать от них пользу. Это мнение противоположно мнению Имама аш-Шафии.

Другое мнение (Имама ас-Соуври, Абу Убейды (передано Имамом Ахмадом) и Имама аш-Шафии) заключается в том, что он (кредитор) должен выплатить закят с этих денег за каждый год, после того, когда он получит деньги обратно. Это  соответствует тому, что передано Али, да будет доволен им Аллах, о долге, который надеется получить кредитор: «Если он прав, то когда получит его, пусть даст с него закят за все прошедшее время».Имам Малик считал, что, сколько бы лет деньги кредитора не были  у должника, кредитору следует выплатить закят лишь за один год и только после того, как он получит деньги обратно. Это так же являлось мнением Умара ибн Абдул-Азиза, Хасана, Лейса и аль-Аувзаи, да смилуется над ними всеми Аллах.

«Отсроченный долг»:

Мнение Ханбалитов, а так же одно из двух мнений Шафиитов (более верное) заключается в том, что «отсроченный долг» подобен долгу находящемуся в руках неплатежеспособного должника. Это ввиду того, что кредитор не имеет возможности получить долг в данный момент, посему закят с него следует выплатить только тогда, когда ему возвратят деньги. Закят следует выплатить за все годы, в течение которых эти деньги были у должника. Другое мнение Шафиитов заключается в том, что закят с такого долга кредитор должен выплачивать ежегодно, даже если долг ему не возвращен [3].

У Маликитов и Ханафитов мы не обнаружили того, чтобы они делали различия между «долгом к выплате» и «отсроченным долгом».

Источник: «Энциклопедия Исламского права» «аль-Маувсуа аль-Фикъхийя» том 23, стр. 238-239.

[1] Т.е. долг, срок выплаты которого наступил.[2] См. «аль-Мугъни» 3\46: «Шарх аль-Минхадж» 2\40.

[3] См. «аль-Мугъни» 3\46: «Шарх аль-Минхадж» 2\40.

Мухаммадбашир Албогачиев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить