Влияние религиозного фактора на мусульманскую молодежь

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
молодежьМолодость – это период большой решимости и энергии, середина жизни и её расцвет. Середина всякой жизни – это ее пик и апогей, подобно Солнцу во время зенита. Молодость это лучший период жизни человека, поэтому с человека спросят в Судный день за всю его жизнь, особенно за его молодость.

В хадисе пророка, мир ему и благословение, сказано:
روى ابنُ حِبَّانَ والترمذيُّ في جامِعِه أنَّ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم قالَ: “لا تزولُ قَدَمَا عبدٍ يومَ القيامةِ حتَّى يُسألَ عن أربعٍ عَن عُمُرِه فيما أفناهُ وعن جسدِهِ فيما أبلاهُ وعن عِلمِهِ ماذا عَمِلَ فيهِ وعن مالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وفيما أنفقَهُ “.
“Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока его не спросят о четырех вещах: о его жизни – в чем он ее провел, о его молодости – на что он ее потратил, о знаниях – чему из них он следовал, и о его имуществе – как он его заработал и на что израсходовал”.

Поэтому человек должен беспокоиться за свою жизнь, не тратить ее в пустословии и безделии, чтобы не остаться без ответа в тот день, когда у него спросят: “Как ты израсходовал свою молодость, что ты сделал с этими прекрасными годами своей жизни?”

В другом изречении пророка, мир ему и благословение, адресованном также молодёжи говорится:
“عن ابن عباس رضي الله عنهما قال، قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): ” اغتنم خمسا قبل خمس شبابك قبل هرمك وصحتك قبل سقمك وغناءك قبل فقرك وفراغك قبل شغلك وحياتك قبل موتك”. رواه الحاكم في المستدرك، و البيهقي في شعب الإيمان وصححه الألباني في صحيح الجامع الصغير.
“Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым и жизнь до того, пока не придет смерть”.

Всегда самой активной частью любого общества считается молодежь. На Востоке говорят: «Тот народ, который не гордится своей молодежью, обречен на неудачу».

Молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны.

Практически в преимущественном большинстве семей в нашей стране появление ребёнка, его первые шаги и движения, и до последнего вздоха человека сопровождаются религиозными обрядами, поклонением Всевышнему Творцу. А для того, чтобы воспитывать детей, строить своё мировосприятие и мировоззрение на основе религиозных ценностей, мы крайне осторожничаем. Есть известный постулат – чем выше религиозность населения, тем больше в обществе законопослушания, меньше преступности и т.д.

Религиозное воспитание формирует в человеке понятия чести, достоинства, совести, любви к родине.

В изречениях пророка Мухаммада, мир ему и благословение, говорится: «Любовь к родителям от веры, любовь к близкому от веры, скромность от веры, любовь к родине от веры, побуждать к одобряемому и запрещать порицаемое от веры, удаление с дороги то, что мешает и наносит вред окружающим тоже от веры», а значить, все плохое от неверия.

Религия также учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране. Отсутствие такого воспитания приводит к таким явлениям, как преступность, экстремизм, нетерпение, межконфессиональной и межнациональной розни и конфликтам.

Сегодня в Северокавказском регионе, да и во всей России актуальной и даже болевой стало проблема религиозного сознания, потому что она примыкает к такой важной сфере, как духовный уровень человека. А ведь от духовности и образованности каждого человека зависит судьба целого общества.

После перестроечного периода Россия отказалась от коммунистической идеологии как государственной, хотя наши идеологи взамен этой идеологии ничего еще не предложили.

А если мы посмотрим на роль религии в нынешней России, то заметим, что большинство россиян проявляют огромный интерес к религиозным вопросам. Однако наступающая религиозность очень быстро, ускоренными темпами, превращается в чистую формальность.

Человек – существо сложное и волей неволей, подчиняясь множеству разнородных влияний, в то же время всегда имеет и стремится иметь свою волю в устройстве своей жизни.

Религиозное мировоззрение формирует у людей надежду на спасение от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни.

В последнее время мы замечаем тенденцию увеличения количества общин разной конфессиональной принадлежности. Наряду с формированием новых общин и приходов, традиционных для России конфессий значительно растет численность объединений различных религиозных направлений и новых движений, для которых характерна активная работа с молодежью. В современной России деятельность религиозных общностей превратилась в важный элемент социальной структуры общества и актуальными стали вопросы диалога конфессий, взаимоотношения светских и религиозных общностей в решении наиболее важных и острых социальных проблем.

Одной из важных задач является формирование и расширение религиозного сознания, на котором и строится мировоззрения. Во многом эта работа, связанна с социальными и нравственными проблемами молодежи решаемая религиозными объединениями, которые в свою очередь предлагают активную работу среди молодежи, формы которой разнообразны.

К примеру, на сегодняшний день сфера деятельности исламских молодежных организаций охватывает значительное социальное пространство: от мечетей, исламских центров, национальных культурных центров, до образовательных учреждений, профессиональных и общественных организаций, студенческих союзов, молодежных и женских клубов.

Безусловно, их работа, по сути, весьма значима и должна носить благородные цели, такие как: уберечь молодое поколение от влияния негативных социальных условий и факторов, привлечь его к участию в решении многих важных и злободневных вопросов, в том числе – и проблем самой молодежи. Но, к сожалению, зачастую многие мероприятия проводятся так для «галочки», как говорится: «у нас больше слов, чем дел».

Духовно-нравственное воспитание это, прежде всего деятельность родителей, преподавателей и священнослужителей, причём каждый из них, должен являть в себе высокий пример. А какой нравственности и воспитании мы можем говорить, если каждый в своем деле не являет собой хороший положительный пример.

Какой пример может быть в семье, если родители пьют. Какой пример может подать педагог, если он курит на виду молодых или от него несёт алкоголем.

Молодежь копирует взрослых. Если взрослые будут себя достойно вести, то и молодежь будет такая же.

Конечно, сегодня мы понимаем, что оградить молодёжь от всего негативного вряд ли возможно, и мы обязаны выработать у них что-то подобное иммунитету, которое поможет им противостоять тому негативному деградирующему обществу натиску. А выработать такой иммунитет может воспитание на основе религиозных, духовно-нравственных и моральных понятий. Только такие высокие ценности могут быть сдерживающим фактором в современном мире. Страх перед Богом, боязнь общественного мнения должны стать этими сдерживающими факторами. Но тот, кто воспитан на религиозных и духовно-нравственных ценностях, где бы он ни был, в каком бы обществе не находился, в какую бы ситуацию ни попал, он всегда знает, что Всевышний его видит, и что если даже он избежит правосудия на земле, ему не уйти от наказания на том свете.
Что касается религиозных общностей, в реализации государственной молодежной политики, то их роль должна стать самой важной в формировании сознания современной молодёжи и быть направленной на достижении таких целей в работе, как противодействие наркомании, алкоголизма и иных зависимостей, преступности и формирование у них высоконравственных идеалов и патриотизма.

Проведенное недавно анкетирование в студенческой молодежной среде по вопросам взаимодействия светского и религиозного образования показало, что более 80% из них считают, что религия является основой общества, 8% считают, что религия должна быть обособлена от других сфер общественной жизни. Большинство опрошенных считает, что религиозное образование развивает в человеке гуманность, воспитывает почитание родителей и семейных ценностей.

Молодое поколение должно видеть проявление лучших черт, этических ценностей в повседневном общении с учителями, преподавателями, религиозными и общественными деятелями, видеть в нас личностей — носителей высоких нравственных, духовных принципов.
Любое развитое общество должно с высокой степенью ответственности относиться к проблемам молодежи, ведь сегодняшняя молодежь – это растущая «смена» и залог будущего развития общества и государства. При этом особенно важны проблемы духовно-нравственного состояния молодежи. Они затрагивают внутренний мир каждого человека, через призму которого формируются взгляды на жизнь, общество и государство. От этого, в конечном счете, зависит будущее государства в целом.

Чего, на мой взгляд, сегодня не хватает религиозным учебным заведениям и молодёжным организациям как основной составляющей в вопросах воспитания молодёжи – это самоотдачи, последовательности и меры ответственности.

Как было во время пророка, мир ему и благословение, сподвижники приходили к посланнику Аллаха, мир ему и благословение, и просили его, чтобы он поручил им работу на благо общества.
عن أبي ذر – رضي الله عنه – قال : قلت : يا رسول الله ، استعملني . قال : فضرب بيده على منكبي ، ثم قال: ” يا أبا ذر، إنك ضعيف، وإنها أمانة، وإنها يوم القيامة خزي وندامة، إلا من أخذها بحقها ، وأدى الذي عليه فيها. “رواه مسلم في الصحيح، عن عبد الملك بن شعيب.
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а), будучи халифом, говорил:
“لو عثرت بغلة في العراق لسألنى الله تعالى عنها لما لم تمهّد لها الطريق يا عمر”
«Если конь споткнется в Ираке, то Аллах спросит с меня, почему я не исправил дорогу!».

Разве это не пример ответственности и самоотдачи. И таких примеров много у праведных халифов. Безответственность ответственных людей равносильно тому, что родители родили ребёнка и бросили его без присмотра. Как сказал пророк, мир ему и благословение:
“كلكم راع وكلكم مسؤول عن رعيته..”
«Каждый является пастырем своей паствы…».

Молодежным организациям необходимо работать над тем, чтобы привить чувство ответственности; долга; чувства коллективизма; терпимости и милосердия; культуры межнационального общения; веротерпимости, формирование общечеловеческих ценностей. Следует также прививать знания по культуре народов исповедующих другие религии, развивать умения разрешать конфликтные ситуации. Конечно же, должна присутствовать национальная система воспитания и адаптация всего населения к современным социокультурным трансформациям.
В общем, нужно задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. А также, чтобы молодежь знала и ценила многовековые традиции своих народов.

Окружающий мир меняется, и мы должны уметь подстраиваться под эти изменения, не изменяя при этом основным ценностям. Мы можем быть кем угодно и где угодно, но первое и базовое, что у нас есть, – это вера и культура.

Мы часто слышим высказывания о том, что мир изменился, люди изменились и стали хуже. Но мы забываем, что время течёт своим чередом, и человек с изменением своего душевного, внутреннего состояния изменяет этот мир. Мы хотим, чтобы вокруг нас было всё хорошо, но это не в малой степени зависит и от нас самих. И пока мы не исправим самих себя, нас никто не исправит. Всевышний Аллах в Коране говорит:
[إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ – الرعد 11]
«Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» (13:11).

А, Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Тот, кто скажет, что люди испортились, тот самый испорченный из людей».
“إذا قال الرجل هلك الناس فهو أهلكهم – رواه مسلم”

И как сказал ученый имам аш-Шафии в своих стихах:
وما لزماننا عيبٌ سوانا نعيب زماننا والعيب فينا
ولو نطق الزمان لنا هجانا ونهجو ذا الزمانَ بغير ذنبٍ
ويأكل بعضنا بعضا عيانا وليسَ الذئبُ يأكلُ لحمَ ذئب
«Мы порицаем время, хотя порок – ведь в нас самих.
Время беспорочно, но не мы.
Мы осуждаем время без вины, а если время заговорило бы, то осудило бы нас самих.
Волк не ест мясо волка, а мы прилюдно едим мясо друг друга».

Возвращаясь к тем, кто работает с молодёжью, в частности, религиозным организациям хочу сказать, что необходимо заслужить уважение молодых людей и быть близкими к ним. Поскольку отдаленность от них не найдет поддержки у молодого поколения.
Поскольку подавляющая часть официальных деятелей на самом деле очень далёки от молодёжи, а их поведение не соответствует занимаемому положению. Как уже было сказано ранее, религиозный деятель должен являть собой пример веры, знания, благочестия и искренности, добродетели и пр. А из-за несоответствия, молодёжь вынуждена искать ответы и советоваться за рамками официальных религиозных кругов.

Конечно, сегодня религиозные структуры нуждаются в реформировании, в частности, модернизации программ, методик учебных заведений, чтобы преодолеть разрыв между фундаментальными основами и современностью, между проверенным старым и полезным новым. Не следует зацикливаться на прошлом. Молодёжь идет в ногу со временем и нам как духовным деятелям также необходимо идти согласно времени, при этом, не изменяя законам Корана и сунны, чтобы понять насущные проблемы сегодняшнего общества.
 
Поскольку, большинство сегодняшних проблем являются результатом пассивной работы с молодёжью, то можно предложить некоторые способы решения этих проблем:

1. Учитывая возраст, уровень знаний молодых людей и другие факторы необходимо находить личностные подходы в обучении религиозных знаний, поскольку, это поможет противостоять лжеучениям и словам различных демагогов.

2. Часто проводить встречи молодых людей, как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях с учеными-богословами. В наше время ученый-богослов должен быть всесторонне подготовлен. Он должен хорошо знать как религиозные науки, так и хорошо разбираться в психологии. Он также должен уметь выявлять уровень знаний и культуры своей аудитории, с которой он общается, и учитывать все это в образовательном и просветительском процессе.

3. Поскольку сегодня мы замечаем, как миссионеры различных религий и течений навязывают свои учения, то здесь появляется необходимость и даже можно сказать нужда в высокообразованных ученых, которые разбираются не только в религии, но и в истории религий и народов. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, проводил разъяснительную работу и с теми, кто вредил религии и с теми, кто допускал чрезмерность. В дальнейшем эту работу проводили все праведные сподвижники. Несомненно, проводимые с искренностью научные встречи и разъяснения всегда приносят свои плоды.

4. Как говорят: «Лучше предупредить болезнь, чем её лечить». При этом следует быть осторожным, чтобы в результате одной болезни не спровоцировать другую.

5. У каждой появляющейся в обществе проблемы имеются свои причины, которых, как правило, несколько. В частности, это могут быть личностные, социальные, экономические и др. Самое главное в решении проблем общества, это то, что все должны объединяться и сотрудничать друг с другом. Тогда постепенно устраняя недостатки, мы можем достигнуть цели.

6. Углубленное взаимодействие между культурами и религиями. Налаживать сотрудничество на основе доброжелательности и взаимопонимания.

7. В процессе формирования правосознания молодого человека необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на становление его как личности: социальная среда; духовно-нравственная атмосфера.

Все должны понимать, что забота о подрастающем поколении – это важнейшая интеллектуальная и материальная инвестиция в наше будущее. И важнейшим результатом этого вклада должно стать формирование у молодого поколения уверенности в завтрашнем дне, в наличии у него перспектив на нормальное будущее и формирование нормальных человеческих отношений в обществе.

Религиозный фактор также влияет на формирование правдивости, скромности, стыда, альтруизма, исполнения доверенного и сдерживание обещанного, избегание зависти и проявление справедливости.

Теперь рассмотрим эти факторы вкратце. Нужно объяснять, что честность является залогом счастья и успеха, а лож ведёт к краху. Этому учит религия. Тот, кто считает, что ложь способна спасти, далёк от познания правды. Эту истину изложил пророк Мухаммад, мир ему и благословение, который передал от него Ибн Масъуд, сказавший: «Будьте правдивы, ибо правдивость ведёт к благочестию, а благочестие ведёт в рай. Человек будет говорить правду, и стремиться к ней до тех пор, пока не будет отмечен у Аллаха как праведник. Остерегайтесь лжи, ибо лож ведёт к распутству, а распутство ведет к огню. Человек будет говорить лож, и стремиться к ней до тех пор, пока не будет отмечен у Аллаха как лжец». (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим). Поэтому мы тоже должны как пример для молодых быть открытыми и честными. Ведь человек правдивый вызывает любовь окружающих, ему доверяют имущество и принимают его свидетельство.

Следующий фактор – это скромность. Скромность, человека обычно проявляется в его речи и походке. Всевышний Аллах так описывает качество скромность Своих смиренных рабов. В Коране в суре «различиние» в айате 63 говорится:
[وَعِبَادُ الرَّحْمَانِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا – الفرقان 63]
«А рабы милостивого – те, которые ходят по земле смиренно».

Так мы должны объяснять молодым людям, что имущество уходит, власть покидает, молодость уходит, красота исчезает, и жизнь не продолжается вечно. Подтверждая это кораническим айатом:
[كُلُّ مَنْ عَلَيهَا فَانٍ، وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذِي الْجلَالِ وَالإِكْرَمِ]
«Всё, что на ней (Земле) смертно. И останется лишь твой Господь, обладающий величием и почётом».

Человек скромный – это значит не высокомерный. Ведь высокомерие один из атрибутов Всевышнего Творца.

Следующим фактором является формирование стыда. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
عَنْ أَنَسٍ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى الله عَليْهِ وسَلَّمَ :إِنَّ لِكُلِّ دِينٍ خُلُقًا، وَخُلُقُ الإِسْلاَمِ الْحَيَاءُ. (ابن ماجه)
«Поистине, у каждой религии есть свой нрав, а нравом же ислама является стыд». (Аль-Муватта).

Чувство стыда побуждает к различным проявлениям благородства и удерживает от пороков. Человек, который стыдится Аллаха, будет стремиться к повиновению Ему, остерегаться Его ослушания. Таким образом, если стыд побуждает ко всему благому, то отсутствие этого качества удаляет принципы и рамки, сдерживающие от совершения грехов и ошибок. Как говорится в хадисе, переданном аль-Бухари:
عَنْ ابْنِ مَسْعُودٍ عُقْبَةَ بْنِ عَمْرٍو الْأَنْصَارِيِّ الْبَدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم “إنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الْأُولَى: إذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْت” . رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
«Если не стыдишься, поступай, как хочешь».

Следующим фактором является формирование альтруизма. Альтруизм [الإيثار] означает предпочтение других себе в том, что касается благ. Это высокая нравственная ступень. У первого поколения мусульман, данное качество проявлялось более ярко. И Всевышний Аллах об этом говорит в Коране в Суре «собрание» аят 9:
[وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ – الحشر 9]
«Они отдают предпочтение пред собой, хотя и сами испытывают нужду».

Сообщается со слов Абу Хурайры, что однажды к посланнику Аллаха, мир ему, пришел человек и сказал: «Я изнурен и испытываю нужду. Тогда пророк, мир ему, отправил с просьбой к одной из своих жён, но та ответила: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды». После этого пророк, мир ему и благословение, отправил с просьбой к другой супруге, но та дала тот же ответ. Так же ответили и все остальные его жёны: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды». Затем пророк, мир ему и благословение, обратился к людям: «Да смилуется Аллах над тем, кто приютит этого человека ночью». Тогда поднялся один из ансаров по имени Абу Талха и сказал: «Я, о посланник Аллаха», – и повел его к себе в дом. Он спросил у своей жены: «Найдется ли у тебя что-нибудь поесть?». Она ответила: «Нет ничего, кроме доли детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, а когда зайдет наш гость, потушишь свет, и мы покажем, что едим. Потуши свет тогда, когда он сядет есть». И в то время, пока гость кушал, они сидели. Утром он отправился к пророку, мир ему и благословение, и тот ему улыбнулся и сказал: «Аллах восхищался тем, как вы поступили с вашим гостем» и прочитал ниспосланный айат по этому поводу.
(فتبسم رسول اللّه صلى الله عليه وسلم ثم قال: لقد عجب الله من صنيعكما الليلة بصاحبكما! فانزل الله هذه الأية…)
[وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ – الحشر 9]
«Они отдают предпочтение пред собой, хотя и сами испытывают нужду».

Следующим фактором является исполнение доверенного и сдерживание обещанного. Каким может оказаться состояние социума, в котором люди не будут исполнять доверенного и не сдерживать обещанного. Тогда в этом обществе будет лишено понятие доверия друг к другу, а его члены станут больше походить на животных, которых не волнуют ничего кроме удовлетворения собственных желаний и потребностей, пусть даже в ущерб к окружающим. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры говорится:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ” مِنْ عَلامَاتِ الْمُنَافِقِ ثَلاثٌ : إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا ائْتُمِنَ خَانَ ” .(البخاري ومسلم)
«У лицемера есть три признака: Если он говорит, то неправду, если даёт обещание, то не сдерживает его, если ему будет что-либо вверено, то поступает вероломно» (Бухари, Муслим).

Следующим фактором является избегание зависти. Человека завистливого печалит счастье окружающих. А ведь зависть – это болезнь, от которой избавиться удаётся далеко не каждому. Зависть является первым грехом, который был совершён в ослушании Аллаху. Именно зависть не позволила Иблису-Сатане поклониться Адаму. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, предостерёг свою общину от совершения того, что приносит раскол в ряды верующих, разрушает узы братства, сеет чувство ненависти, что в первую очередь исходит от зависти.
В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры говорится: «Не завидуйте друг к другу, не ненавидьте друг друга, не следите, друг за другом, не подслушивайте друг друга…». В двух сахихах приводится также следующие слова посланника Аллаха, мир ему и благословение:
[عن عَبْدَ اللَّهِ بْنَ مَسْعُودٍ قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا حَسَدَ إِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَسُلِّطَ عَلَى هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ وَرَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ الْحِكْمَةَ فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَيُعَلِّمُهَا] (البخاري ومسلم)
«Завидовать можно только двоим: человеку, которому Аллах даровал имущество и он расходует его на праведные цели, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и он судит по ней и обучает её другим».

Подытоживая все эти факторы, мы должны, в первую очередь, воплотить в свою жизнь все вышесказанное, а затем уже прививать другим.

Источник: IslamNews.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить