Интервью архиепископа Феофилакта для "IslamNews"

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
архиепископ 2Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт – личность незаурядная в российском церковном пространстве. Он родился и вырос в среде тесного культурного и духовного соприкосновения ислама и православия – в городе Грозном. Там он окончил среднюю школу. Там же началось его духовное служение. На протяжении пяти лет он нес послушание в храме Михаила Архангела. По рекомендации настоятеля этого храма поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию.

Неслучайно, что архиепископ Феофилакт – активный сторонник объединения усилий православных и мусульман в решении насущных проблем Северного Кавказа. Он позитивно оценивает усилия Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ), направленные на просвещение российских мусульман в духе добродетели, добрососедства и взаимопомощи с православными. Об этом он, в частности, говорил на совместной с ВСМУ и муфтиятом КБР межконфессиональной конференции, которая недавно прошла в Нальчике.


А когда в Пятигорске остро встал вопрос отсутствия места поклонения для мусульман, владыка выступил в поддержку права мусульманской общины на строительство мечети. Об этом и многом другом духовный лидер православных Северного Кавказа рассказал в интервью ИА IslamNews.



– Уважаемый архиепископ, как вы оцениваете тезисы, прозвучавшие на межконфессиональной конференции в Нальчике, в которой приняли участие представители Всемирного союза мусульманских ученых, а также иерархи Русской православной церкви?

– Самым главным тезисом, который я услышал на этом мероприятии, является убеждение, что если человек поднимает руку, посягая на жизнь другого человека, он уже никак не имеет ни морального, ни иного права называть себя верующим. Для нашего Кавказа это основа взаимодействия. Я надеюсь, что и прошедшая конференция с присутствием ученых мужей, алимов, уважаемых людей, станет хорошим авторитетным мнением и для жителей Кавказа.

– Насколько известно, ваша епархия образована относительно недавно и включает в себя несколько областей Северного Кавказа.

– В Пятигорскую епархию входят Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, а также регион Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае. Трансграничная епархия.Она образована в 2011 году.

– Хотелось бы узнать, как обстоят сейчас дела в межконфессиональных отношениях в вашем регионе. Как развиваются межрелигиозное сотрудничество и диалог?

– На мой взгляд, самая важная составляющая успеха межконфессионального диалога заключается в понимании того, на чем он основан. А основа этого диалога проявляется, прежде всего, в укреплении традиции религиозного уважения по отношению к людям, проживающим на одной территории. Я хотел бы еще раз вспомнить слова святейшего патриарха Кирилла, который говорит о том, что «на Кавказе люди веры всегда находили для себя основу своей дружбы и взаимоотношений». Мы не только живем на нашей традиционной территории, но являемся и национальной, и религиозной частью Северо-Кавказского региона. И, пожалуй, это самая важная основа для нашего диалога. Отсюда и выстраиваются взаимоотношения.

– Существуют какие-то значимые проекты, которые мусульмане реализуют совместно с православными?

– Да, у нас есть ряд совместных социальных и просветительских проектов, которые, кстати, также являются хорошей основой для наших взаимоотношений. Например, помощь нуждающимся. Вместе сисламскойуммой мы оказали большую поддержку тем людям, которые оказались вынужденными переселенцами в связи с трагическими событиями в Украине. Это поддержка традиционного образования, преподаванияоснов религиозных культур в школах. Также можно отметить противостояние всякого рода радикализму, который не только не традиционен для нашего региона, но более того – является вражеским проектом, ибозачастую руководителями и идеологами подобного явления являются люди, которые живут за пределами России.

– Ваш регион также является первопроходцем в проведении православно-мусульманских молодежных лагерей.

– Традиция этих лагерей была заложена много лет назад. За свой долгий период своего существования, уже более восьми лет, она показала свою не только жизнеспособность, но и востребованность. Сам лагерь представляет собой возможность общения сверстников в своей молодежной среде,обсуждение насущных проблем, современных молодежных тенденций, в том числе современных фильмов ит. д. При этом эти группы живут в соответствии со своимирелигиозными традициями. Эти лагеря очень ярко указывают на то, что для человека по-настоящему верующего не существует препятствий для искренней дружбы и свободного общения.

– Скажите, какие общие вызовы, на ваш взгляд, стоят сегодня перед исламом и православием?

– Самый явный вызов,с которым сегодня сталкиваются представители традиционных религий Северного Кавказа, — это насаждение искаженных представлений о нашей вере. И сегодня мы ищем те шаги, которые можно было бы сделать, чтобы этого не допустить. Прежде всего, полагаю, что здесь нужно сохранять и поддерживать национальную культуру и религиозную традицию.

– К слову о сохранении религиозной традиции. В свое время вы поддержали мусульманскую общину Пятигорска в вопросе выделения земли для строительства мечети. Как вы считаете, насколько актуальна проблема того, что люди долгое время не могут получить место для совершения предписанных их религией поклонений, и как это влияет на межконфессиональный климат?

– Я бы хотел уточнить, что известный конфликт вырос и подогревается искусственно. И я обратил внимание руководства нашего края на то, что мы должны решать подобные проблемы на основе действующего закона. Все предельно просто: необходимо любой религиозной, организации, имеющей соответствующую регистрацию, дать возможность решить все возникающие вопросы на законном основании. Тогда не будет попыток решить вопрос благодаря каким-то предупреждениям, угрозам или какому-то откровенному шантажу, что недопустимо и никогда не приводит к положительному результату.Недавно мы общались с муфтием Ставропольского края Мухаммадом-хаджи Рахимовым, и он свидетельствует, что все вопросы, связанные с мечетью, решаются поэтапно. Сегодня он имеет заверение властей о том, что обращение будет рассмотрено, и эта проблема будет решена.

Но я хотел бы подчеркнуть – очень важно в определении места для мечети или храма понимать, что их строительство должно не разъединять, а объединять людей; и оно естественно там, где традиционно проживают представители того или иного этноса, и где их совместное проживание ни у кого не вызывает недоумения. Могу привести пример: в нынешнем году в поселке Кавказском Карачаево-Черкесской республики был построен православный храм. В поселке есть также исламская община, которая строит новую мечеть неподалеку от православного храма. Люди, уже на протяжении десятилетий живущие там, православные и мусульмане, поддерживают друг друга, в том числе и в общинной жизни. Это вызывает только уважение и дает яркий пример добрососедства. Я хотел бы еще раз подчеркнуть: мое обращение было связано именно с тем, что все происходящее должно иметь законные основания, учитывая мнения людей, которые находятся в этом регионе.

– Пример отношений между православными и мусульманами, которые вы привели, действительно вселяет оптимизм. Надеемся также, что и вопрос пятигорской мечети будет решен на основе закона и с учетом мнения представителей разных конфессий. Когда мечеть будет построена, готовы ли вы прийти на ее открытие, разделив радость мусульманской общины?

– Хочу подчеркнуть, что в дни праздников для наших кавказских народов, в том числе для мусульманской уммы, духовенство по традиции обменивается искренними поздравлениями и добрыми пожеланиями друг с другом. И такие поздравления от муфтиев я получаю в праздники, традиционные для православной общины. Поэтому я не вижу никаких препятствий для взаимной радости и общения между представителями православия и ислама.

Источник: IslamNews.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить