Али-Вячеслав Полосин: «Между течениями ислама должно быть центральное пространство»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Али ПолосинО результатах Международной богословской конференции «Российские мусульмане: традиции и современность», которая состоялась в Махачкале 6-7 марта, наша беседа с известным мусульманским деятелем, заместителем директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования доктором философских наук Али-Вячеславом Полосиным.




– Перед началом конференции я стала свидетелем не очень приятной сцены. Девушка, одетая по традициям ислама, на предложение сесть рядом с девушкой в светской одежде произнесла: «Я не сяду рядом с этой, без платка». На конференции много говорили о взаимодействии мусульман с представителями всех конфессий, о соблюдении прав других людей. Вы думаете, слова алимов из Всемирного союза мусульманских ученых, приглашенных на форум, услышаны этой девушкой, конференция достигнет своих целей?

– Этот случай скорее говорит о культуре человека. А эффекта от конференции можно ожидать в двух направлениях. Первое связано с противодействием сектантским ложным учениям в исламе, которые пытаются радикализм какой-то изобрести. Они ссылаются на учения ислама, на аяты из Корана, на слова ученых, но на самом деле все это далеко не так. Конференция доказала: ни в Коране, ни в сунне, ни в учениях алимов нет понятий, которые обуславливали бы экстремизм, радикальные действия.

Доктор Али аль-Карадаги привел очень весомый аргумент. Он рассказал, что фетва, кажется, Ибн Таймии, на которую часто любят ссылаться радикалы, с призывами идти на войну, ложная. Ученые нашли подлинный текст в Каирской библиотеке, там нет ни слова о войне, а сказано о необходимости налаживать взаимоотношения с людьми. Получается, кто-то из идеологов радикализма ввел огромное количество людей в заблуждение. Более того из-за этого заблуждения идет насилие, льется кровь. Это разоблачение было документальным.

Иногда подлог получается из неверных трактовок, интерпретаций. В таких случаях важно, чтобы ученые сказали свое слово. Поэтому цель доктора Али аль-Карадаги и всего форума в том, чтобы выбить идейную почву у тех, кто пытается исламом оправдать насилие, совершаемое, как правило, в корыстных целях.

Второе направление конференции в том, чтобы мусульмане сами сказали: умеренность – это норма ислама. Умеренность заключается в открытости внешнему миру, поисках решений через диалог, в терпимости к мнению других, умении слушать, уважительности к другим, в том числе к иноверцам, веротерпимости, толерантности. Об этом говорил Али аль-Карадаги, об этом же он пишет в своих книгах.

– На конференции принят проект Дагестанской декларации о правах и обязанностях мусульман в светском государстве. Хотелось бы, чтобы документ не был простой декларацией, а решения конференции были воплощены в жизнь.

– Декларация будет опубликована в СМИ. Главное в ней ответы на 16 вопросов, которые задали мусульмане Дагестана алимам Всемирного совета исламских ученых. Дальше документ должен быть распространен среди верующих, их можно будет использовать в хутбах, в работе Духовных управлений мусульман.

– На конференции звучали призывы к молодым людям не слушать, как выразился муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев, «компьютерных имамов». Но сейчас именно неформальные лидеры занимают умы молодых. Это говорит о недостатке своих духовных лидеров?

– К сожалению, за предыдущие десятилетия разделение между мусульманами стало слишком велико, складывается ощущение, что это разные уммы, разделенные заборами лагеря.

Допустим, салафитская ветвь ислама, последователей которых немало в Дагестане, они не хотят слушать остальных верующих, представителей тарикатской ветви и наоборот. Оттуда взаимные обвинения, да и правоохранительные органы вмешались в процесс. Поэтому появилось озлобление. Обе стороны отказываются слушать даже ученых.

Я тоже убедился в этом. Поэтому вернувшись из Кувейта, выступил инициатором распространения в России опыта Аль-Васатыйя, опыта умеренности в исламе. Необходимо создать между разными течениями ислама центральное пространство, чтобы люди не подвергнутые радикальным идеям, не фанатики могли говорить о недопустимости вооруженного столкновения. Если же человек взял в руки оружие, спасти его уже будет трудно.

Мне рассказывал один имам, что радикалы, которых он знает, ориентируются только на фетвы ученых Саудовской Аравии, других они не признают. Поэтому он собирает эти фетвы для ответов на вопрос, чтобы аргументировано разговаривать с ними.

Надо искать авторитетов, настоящих авторитетов. Навязывание властями муфтия, который едва научился произносить какие-то сакральные вещи на арабском, конечно, к добру не приведет.

Источник: IslamNews.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить